Сценарий вечера хороводных игр «Капустница»
для старшей группы
Цель: приобщение к обычаям и традициям русского
народа. Задачи:
• Учитыдетей играть в народные игры.
• Развивать творческую активность.
• Способствовать сплачиванию детей, развитию дружелюбия, доброты.
• Воспитывать бережное отношение к фольклорному наследию русского народа.
Оборудование: маски тучки, зайца, козлика,
шоколад, осенние листочки, корзина,
фонограммы р.н. песен, музыкальный центр,
аккордеон, письмо от осени.
Действующие лица
Ведущая
Капуста
Дети
Музыкальный руководитель Прищиц О.И.
Вед: На дворе уже не жарко, но сентябрь - месяц яркий.
Он деревья все подряд в золотой одел наряд.
Реб.1: Жёлтой краской кто-то выкрасил леса, Стали отчего-то ниже небеса. Я спросил у папы: «Что случилось вдруг?» И ответил папа: «Это осень, друг.» Реб.
2: Опустел скворечник, улетели птицы, Листьям на деревьях тоже не сидится. Целый день сегодня всё летят, летят... Видно тоже в Африку улететь хотят.
Реб.З: Ходит осень по дорожке, промочила в лужах ножки. Льют дожди, и нет просвета. Затерялось где-то лето!
Реб.4: Ходит осень, бродит осень. Ветер с клёна листья сбросил.
Под ногами коврик новый, жёлто-розовый кленовый.
Песня «Падают, падают листья
Вед.: Вот и осень наступила,
К нам с подарками пришла,
Много овощей и фруктов ребятишкам принесла.
Сегодня наш праздник посвящен одному овощу. Какому? Отгадайте.
Я на грядке уродилась, В сто одёжек нарядилась. Все одёжки без застёжки, Кочерыжка вместо ножки. (капуста)
Дни становятся короче, холоднее с каждым днём Скоро, дети, мы капусту заготавливать начнём
. В стародавние времена люди заготавливали капусту на зиму и праздновали это событие. Испокон веку картошка да квашеная капуста - первое блюдо у русского человека. Ребята, а где растёт капуста? Пойдёмте в огород вместе с Ваней – простотой
. Игра «Ваня - простота» 2-з раза Ваня, Ваня - простота купил лошадь без хвоста идут,
высоко поднимая колени, руки на поясе
Сел задом на перёд и поехал в огород поворачиваются на 180
градусов и двигаются спиной вперёд
ТОЛЬКО КОНЬ поторопился, ускоряется движение
Наш Ванюша и свалился. Бух! приседают
.
В зал под р.н.п. «Во саду ли, в огороде» входит Капуста, приплясывая
Кап.: Во саду ли, в огороде на грядке я стояла,
Белолица, круглолица, весело плясала! Вед.: Разве в огороде пусто,
Коль на грядке есть капуста. Кап.: Здравствуйте, ребятки! Вы ко мне пришли на грядку? Вед.: Ох, капустка бела! Ох, капустка вкусна!
Расскажи нам, капустка, как ты росла. Кап.: По весне пришла хозяюшка,
Посадила капустоньку, посадила беленькую,
Стала дождика просить капустоньку полить.
Если дождик поливает-капустонька подрастает. Вед.: Дети, давайте выберем водящего -дождика, да
встанем вокруг него и поиграем.
Русская народная игра «Дождик»
Дождик, дождик, пуще! поднимают руки, встряхивая кистями.
дам тебе гущи ставят руки- на пояс, правую отводят в сторону и ставят на пояс
Хлеба краюшку, левую - отводят в сторону и ставят на пояс Щей черепушку, соединяют руки «чашечкой»
дам тебе ложку (имитируют подачу ложки)
Кушай понемножку «черпают» ложкой
Кто под дождик попадёт поднимают руки вверх и плавно
опускают, шевеля пальцами
Тот у нас плясать пойдёт руки ставят на пояс, ноги выставляют на пятку поочерёдно. Дети убегают от дождика. Кто
пойман, те пляшут.
Р.Н.М. «Сад» фольк. ансамбль «Игранчики»
Кап.: После дождя солнце красное выглянуло, осветило, обогрело огород.
Солнце землю пригревает, а хозяйка наставляет. Вед.: Капуста виласта, не будь голенаста,
Не будь голенаста, будь пузаста. Кап.: Капуста завивается, солнцу улыбается.
Русская народная игра «Капустонька»
Сею-вею капустоньку, завивайся, белый кочешок. Как мне, капустоньке не виться, Серой - белой не ломиться. Вечерняя капустонька, вечерняя белая. Дождик льёт - поливает, серую - белую ломает,
ДОМ тебе ЛОЖИ)/ имитируют подачу ложки
Кушай понемножку «черпают» ложкой
Кто под дождик попадёт поднимают руки вверх и плавно
опускают, шевеля пальцами
Тот у нас плясать пойдёт руки ставят на пояс, ноги выставляют на пятку поочерёдно. Дети убегают от дождика. Кто
пойман, те пляшут.
Кап.: Уродилась я на славу, голова бела, кудрява.
Кто любит щи - меня в них ищи. Вед.: А кто с капустой дружит? Сейчас узнаете.
Песня «Морковка» исполняет девочка — солистка
Вед.: Пришло время капустку охранять,
Зайцев да козликов на огород не пускать.
Вставайте, дети, огород городить дети образуют круг, в центре стоит Капуста
Я на камушке сижу, мелки колышки тешу, Огород свой горожу, горожу и сторожу. Чтоб сюда не прибежали и капустку не украли Волк и лисица, бобр и куница, Заинька усатый, медведь толстопятый.
Хороводная игра «Гости в огороде»
На мотив «Огородная - хороводная» Есть у нас огород и капуста там растёт. Вот такой вышины, вот такой ширины.
Серый зайка прискакал и капусту увидал, Хочет он её сорвать и с капусткой убежать.
На проигрыш дети хлопают, заяц, испугавшись, убегает в круг.
Есть у нас огород и капуста там растёт. Вот такой вышины, вот такой ширины. Быстрый козлик прибежал и капустку увидал, Хочет он её сорвать и с капусткой убежать.
На проигрыш дети топают, козлик, испугавшись, убегает в круг.
Вед.: Мы капусту охраняли, зайке, козлику не дали. Вот капуста и поспела, принимаемся за дело: Будем квасить и солить, чтоб зимой с припасом жить!
Кап.: Хлеб да капуста лихого не допустят.
Пальчиковая игра «Капуста» капуста тихо уходит
Тук! Тук! Тук! Тук! Раздаётся в доме стук, ритмично ударяем
по бёдрам рёбрами ладоней
Мы капусту нарубили, перетёрли трём рука об руку
Посолили указательный и средний пальцы трут о большой И набили плотно в кадку, шлёпают ладонями по бёдрам Всё теперь у нас в порядке, встряхивают руками
Вед.: Теперь давайте отдыхать, пляску будем начинать.
Свободная пляска «Капустка» фольк. ансамбль «Игранчики»
После пляски находят корзину.
Вед.: Ой, корзина! Что в ней? Пусто?
Может в ней лежит капуста?
Посмотрите-ка, письмо! Интересно - от кого? Письмо от Осени Дорогие ребятни!
Очень славно вы играли, замечательно плясали. Про меня стихи читали и капусту запасали. Хочу вас отблагодарить. Хочу вас вкусно угостить. Под листочки загляните, угощение найдите. Вед.: Дети, от кого письмо? Про кого мы стихи в начале
нашего вечера читали? про осень
Ну что, заглянем под листочки! находят шоколад
Сценарий праздника «День пожилого человека»
Средняя, старшая, подготовительная группы музыкальный руководитель Прищиц Ольга Ивановна
Цель: расширение представлений детей о чувствах
человека.
Задачи:
• Учить правильно выражать свои чувства к родному человеку.
• Развивать речь и музыкальность.
• Обогащать зрительные, слуховые, двигательные ощущения.
• Воспитывать средствами музыки любовь, чуткое и бережное отношение к самым близким людям.
Материал и оборудование: ложки, 9 фуражек с цветком, платки, фонограммы, музыкальный центр, аккордеон.
Репертуар: хороводная песня с солистами «К нам гости пришли»; песня «Манная каша», сл. и муз Л Абелян; ложкари; частушки; р.н. песня «Два весёлых гуся»; песня «Детский сад» песня «Морковка», песня «Бабушка моя».
Ход: Дети подготовительной и старшей групп входят в зал под музыку.
Вед.: Здравствуйте, дорогие гости! 1 октября вся страна отмечает День пожилого человека. Люди старшего поколения теперь имеют свой заслуженный праздник, и мы этому очень рады! С праздником вас!
1 реб. подг.: Сегодня в гости в садик мы позвали Того, кто прожил много лет, Вас ветеранами не зря назвали -Ведь никого мудрее нет!
2 реб. подг.: Вы жили трудно, честно и достойно,
Детей на верный направляли путь, Растили внуков племя молодое, Теперь уже пора и отдохнуть.
3 реб. подг.: Спасибо, бабушки и дедушки, вам!
Умелым вашим, ласковым рукам! Достоинств ваших всех не перечесть. Мы счастливы, что вы у нас есть!
4 реб. подг.: Пускай морщинки вас совсем не старят,
Сединки не печалят никогда.
И пусть вам добрая судьба подарит
Хорошей жизни долгие года!
«К НАМ ГОСТИ ПРИШЛИ» хоровод с солистами подг.г.
Вед.: Бабушка - это родной, добрый человек, а дедушка уверенный и надёжный, без которых сложно обойтись в жизни. И сегодняшнее торжество мы посвящаем вам! А расскажут про вас ваши внуки.
«ЗНАКОМСТВО С БАБУШКОЙ, ДЕДУШКОЙ».
(3 внучек или внуков подг. гр. и средн. гр. не только представляют бабушку, дедушку, но и коротко рассказывают о них).
Вед.: Ребята поведали о своих бабушках и дедушках, но мы хотим узнать их лучше. Для этого мы хотим взять у них интервью.
ВОПРОСЫ:
1. Когда вы почувствовали себя настоящей (-щим) бабушкой (дедушкой)?
2. Кем быть интереснее - мамой или бабушкой, папой или дедушкой?
3. В чём вы видите свою задачу, как бабушки и дедушки?
4. Кого больше жалеете: детей или внуков?
Вед.: Для вас - музыкальный подарок от (имя солистки из ст. гр.)
Песня «МОРКОВКА» ст. гр.
5 реб.подг.: Утро доброе у нас, добрый день и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра, было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты? (от бабушки и
дедушки)
Вед.: У бабушки и дедушки доброе сердце, ласковые, умелые руки. Они учат своих внучат тому, что умеют сами, учат и самому нужному в жизни -доброте. И ещё тому, что вместе любое дело спорится, даже песня.
6 реб. ст.: Спойте с нами песенку, родные и любимые!
Будьте и здоровыми, будьте и счастливыми!
Ст.гр. песня «ДВА ВЕСЕЛЫХ ГУСЯ»
7 реб. подг.: Чтобы шутки не смолкали
В этот светлый, добрый час, Чтоб улыбки расцветали, Ложкари поздравят вас!
Мальч. подг. гр. АНСАМБЛЬ ЛОЖКАРЕЙ
Вед.: Бабушки и дедушки всегда узнают своих внучат
по внешнему облику, по походке, манерам. Но сейчас они должны узнать свою внучку или внука по голосу с завязанными глазами.
«УГАДАЙТЕ ВНУКА, ВНУЧКУ».
(Внуки и внучки выстраиваются в ряд. Бабушкам и дедушкам завязывают глаза, они слушают слова «это я» и угадывают своего внука или внучку).
8 м-к.подг.: От подружек-хохотушек столько шума-звона,
Как от сотни погремушек, даже миллиона!
9 дев. подг.: Мы с подружками втроём
Замечательно живём! Целый день поём частушки Никогда не устаём!
ЧАСТУШКИ 3 дев.подг. гр.
1.(вместе) Разрешите поплясать, разрешите топнуть. Неужели в этом зале половицы лопнут!
Припев: -Неужели!
-В самом деле очень весело живём. И про бабушек и дедушек частушки пропоём!
2. Мне бабуля говорит: «У меня кругом болит!» Посидела с ней три дня - заболело у меня! Ох!
3. А мой дедушка Иван посадил кота в карман. Воспитать старается, а кот не соглашается
4. Стала бабушку лечить свою нездоровую, Ей поставила на спину банку трёхлитровую!
5 Стала бабушка плясать и чечётку выбивать. Так развеселилася - люстра повалилася
б.Внука дедушка спросил: Ты под краном руки мыл?» И услышал он в ответ: «Мыл лицо, а руки нет!»
Припев: -Неужели!
-В самом деле!
-Быть не может!
-Может быть!
-Мы и бабушек , и дедушек не устаём любить!
7. Мы частушки вам пропели бодрые, весёлые. На прощанье пожелаем: «Будьте все здоровые!»
Вед.: А кто лучше сказки знает: наши бабушки и дедушки или внуки? Сейчас я это узнаю, т.к. состязание предлагаю
«ПО ДОРОГАМ СКАЗОК».
• Чтобы хорошенько пообедать, этот обманщик
прикинулся доброй бабушкой. Кто это? (волк)
Из какой СКаЗКИ? (Ш. Перро «Красная Шапочка»).
• Что испекла бабушка из остатков муки, которые собрал
2. Мне бабуля говорит: «У меня кругом болит!» Посидела с ней три дня - заболело у меня! Ох!
3. А мой дедушка Иван посадил кота в карман. Воспитать старается, а кот не соглашается
4. Стала бабушку лечить свою нездоровую, Ей поставила на спину банку трёхлитровую!
5 Стала бабушка плясать и чечётку выбивать. Так развеселилася - люстра повалилася
б.Внука дедушка спросил: Ты под краном руки мыл?» И услышал он в ответ: «Мыл лицо, а руки нет!»
Припев: -Неужели!
-В самом деле!
-Быть не может!
-Может быть!
-Мы и бабушек , и дедушек не устаём любить!
7. Мы частушки вам пропели бодрые, весёлые. На прощанье пожелаем: «Будьте все здоровые!»
Вед.: А кто лучше сказки знает: наши бабушки и дедушки или внуки? Сейчас я это узнаю, т.к. состязание предлагаю
«ПО ДОРОГАМ СКАЗОК».
• Чтобы хорошенько пообедать, этот обманщик
прикинулся доброй бабушкой. Кто это? (волк)
Из какой СКаЗКИ? (Ш. Перро «Красная Шапочка»).
• Что испекла бабушка из остатков муки, которые собрал
ДЛЯ неё дедушка?» (Колобок)
Кто любил Красную Шапочку больше всех? (Бабушка)
Видно у этих семи ребятишек не было бабушки, и маме пришлось оставить их дома без присмотра, чтобы сходить за молоком. Что это за семейство? (семеро козлят)
В какой сказке бабушка пожалела плачущую девочку Женю и дала ей волшебный цветок?
(В. Катаев «Цветик - семицветик»).
Эта старушка мечтала о богатстве, и даже превратилась уже в царицу, но жадность привела её к прежней нищете. Из какой сказки эта старушка?
(А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»).
У одного малыша не было бабушки, и родителям пришлось обратиться к услугам сварливой домработницы. Кто стал его беспокойным другом?
(Карлсон)
В какой сказке пришлось плакать бабушке и дедушке
из-за того, что разбилось золотое изделие?
(Русская народная сказка «Курочка Ряба»).
В какой сказке в уборке урожая участвовали не только бабушка и дедушка, но ещё и хвостатые помощники?
(Русская народная сказка «Репка»).
Как звали внучку, которую дедушка и бабушка
Слепили Себе ИЗ Снега. (Снегурочка)
реб. подг.: У бабуленьки моей волосы седые, У бабуленьки моей руки золотые! И в заботах целый день рук не покладает,
1
То на спицах вяжет шарф, то костюм латает. То печёт грибной пирог, если день субботний. Ни одной минуты нет у неё свободной! И я без дела не сижу, помогаю тоже, Потому что быть хочу на неё похожей (жим) Знают все мои друзья, знают все родные, Что у бабушки моей руки золотые!
Песня «БАБУШКА МОЯ» средняя гр.
Вед.: Кто вам кашу утром сварит,
Рыбку вкусную пожарит?
Испечёт блины, оладушки?
Ну, конечно ваши... Дети: Бабушки.
Вед.: Всем внимание! Для вас - новая игра сейчас.
Я начну, а вы кончайте, хором, дружно отвечайте. Какие продукты нужны для манной каши? Если продукт нужен, говорите «ДА!» Если продукт не нужен, отвечайте «НЕТ!»
Сорока - белобока задумала кашу варить,
Чтоб деток накормить.
На рынок пошла, и вот что взяла:
Парное молоко - да, - Куриное яйцо - нет,
Крупу манную - да, - Капусту кочанную - нет,
Солёный огурец - нет, - Мясной холодец - нет,
Сахар да соль - да, - Белую фасоль - нет,
Масло топлёное - да, - Рыбку солёную - нет,
Перец болгарский - нет, - Соус татарский - нет,
Клубничное варенье - да,- Бисквитное печенье - нет.
Вед.: Замечательно справились с приготовлением каши! А
теперь для вас звучит песня. Как вы думаете: про что?
Песня «МАННАЯ КАША» старт, и подг. гр.
Вед.: У нас в гостях не только бабушки и дедушки наших сегодняшних воспитанников, но и те, кто всю свою жизнь растил и воспитывал чужих детей и внуков, кто делился с нами своим педагогическим и жизненным опытом в этом нелёгком деле. А сейчас они на заслуженном отдыхе. Это наши коллеги -дошкольные работники: няни, повара, прачка, завхоз, заведующая, музыкальный руководитель и, конечно же, воспитатели!
(назвать всех персонально и вручить коробки конфет).
Поздравление принимайте и детсад не забывайте! А мы, не взирая на года, будем помнить Вас всегда!
Песня «ДЕТСКИЙ САД» подг. гр.
11 ребёнок: Нам так тепло сегодня с вами вместе, И от души вам хочется сказать, Без приукрасок и без всякой лести-Мы через год вас будем ждать опять!